«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
ДЛЯ ЛИЦ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ
(АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА)»
Специальность утверждена приказом
Министерства образования Российской федерации от 02.03.2000 г., №686.
Подготовка специалиста по адаптивной
физической культуре – сложный многоплановый процесс, который должен быть
выстроен с учетом того, что эта специальность, в отличие от подавляющего
большинства других, является междисциплинарной. Деятельность специалиста
протекает в области педагогической антропологии, где он является активным
субъектом приобщения лиц с отклонениями в состоянии здоровья к физической
культуре, саморазвитию и самосовершенствованию. Действия специалиста в системе
“человек-человек” опираются на глубокую интеграцию гуманитарных, социально-экономических,
естественнонаучных, психолого-педагогических
и медико-биологических знаний, обеспечивающих научно обоснованное целеполагание,
конструирование и процессуальное развитие деятельности в различных сферах
физической культуры с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья.
Специалист по адаптивной физической
культуре в соответствии с общепрофессиональной и специальной подготовкой может
выполнять следующие виды профессиональной деятельности с лицами, имеющими
отклонения в состоянии здоровья:
§ Спортивно-педагогическую
(преподавательскую, тренерскую, методическую).
§ Рекреационно-досуговую и оздоровительно-реабилитационную.
§ Образовательно-профессиональную,
коррекционную и консультационную.
§ Научно-исследовательскую и
научно-методическую.
§ Организационно-управленческую.
Специалист
по направлению «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья
(адаптивная физическая культура)» должен решать следующие профессиональные
задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
педагогическая деятельность: осуществлять обучение лиц с отклонениями
в состоянии здоровья в области специальных знаний и способов их рационального
применения для оптимизации физических потенций в соответствии с выделяемыми
видами адаптивной физической культуры;
-
обеспечивать усвоение занимающимися с ограниченными возможностями здоровья
двигательных действий, позволяющих реализовывать жизненно и профессионально
важные умения и навыки, избранный вид соревновательной деятельности, отдых и
переключение с основных видов бытовой и профессиональной деятельности, лечебное
воздействие на организм человека, экстремальные и креативные виды двигательной
активности;
-
определять, планировать, реализовывать и корректировать содержание когнитивного
и двигательного (моторного) обучения, исходя из единства механизмов
формирования ориентировочной основы умственных, сенсорных, перцептивных и
двигательных действий и понятий и с учетом результатов оценивания физического,
функционального и психического состояния занимающихся;
-
способствовать формированию у лиц с отклонениями в состоянии здоровья способов
познания и преобразования собственных физических качеств и окружающего мира
(способов самообразования в сфере адаптивной физической культуры)»
обеспечивающих им условия для самоопределения, физического (телесного)
самосовершенствования и, как следствие, самоактуализации;
воспитательная деятельность: формировать у лиц с отклонениями в
состоянии здоровья социально значимые потребности, которые будут определять
ценностные ориентации, направленность личности, мотивацию в деятельности,
установки, убеждения, соответствующие современному этапу развития общества,
гуманистическим идеалам европейской и мировой культуры;
-
обеспечивать воспитание у занимающихся негативного отношения ко всем видам
антисоциального поведения и зависимостей человека от психоактивных веществ,
алкоголя, табакокурения, компьютерной, экранной, игровой и других видов
зависимостей;
-
добиваться того, чтобы ценности адаптивной физической культуры, здорового
образа жизни становились достоянием общества и лиц с отклонениями в состоянии здоровья,
формировать у них способности
-
вести самостоятельную жизнь на основе сформированных потребностей и ценностных
ориентации;
развивающая деятельность: содействовать развитию психических и
физических качеств у лиц с отклонениями в состоянии здоровья с учетом
сенситивных периодов развития тех или иных психических и физиологических
функций, а также структуры, характера, этиологии и патогинеза заболевания;
-
обеспечивать усвоение занимающимися спектра знаний из различных областей науки
о закономерностях развития человека, его двигательной, психической, духовной
сфер с целью своевременного и целенаправленного воздействия для оптимизации
процесса развития;
-
содействовать реализации задач развивающего обучения, обеспечивающего
полноценное усвоение знаний, формирование учебной деятельности, непосредственно
влияющих на умственное и физическое развитие человека;
реабилитационная (восстановительная)
деятельность: способствовать восстановлению нарушенных или временно- утраченных функций организма
человека и способностей к общественной и профессиональной деятельности
инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья с использованием средств и
методов адаптивной физической культуры;
-
обеспечивать возможности более полного устранения ограничений жизнедеятельности,
вызванных нарушением здоровья;
-
проводить комплекс восстановительных мероприятий у лиц с отклонениями в
состоянии здоровья после выполнения ими физических нагрузок;
компенсаторная деятельность: способствовать развитию оставшихся
после болезни или травмы функций организма человека с целью частичной или
полной замены утраченных функций;
-
обеспечивать освоение новых способов реализации основных видов жизнедеятельности
человека, исходя из его оставшихся функций;
профилактическая деятельность: проводить комплекс мероприятий по
предупреждению прогрессирования основного заболевания (дефекта) организма
человека;
-
проводить комплекс мероприятий по предупреждению возникновения и (или)
прогрессирования заболеваний, обусловленных основной причиной, ограничивающей
возможности здоровья человека;
-
осуществлять психотерапевтические меры по недопущению и (или) устранению
психологических комплексов, обусловленных тем или иным заболеванием человека
или видом инвалидности;
научно-исследовательская
деятельность: выявлять
актуальные вопросы в сфере адаптивной физической культуры и ее основных видов;
-
проводить научные исследования эффективности различных способов деятельности в
сфере адаптивной физической культуры и ее основных видов с использованием
современных методов исследования;
-
осуществлять научный анализ, обобщение, оформление и презентацию результатов
научных исследований;
организационно-управленческая
деятельность: организовывать
и проводить физкультурно-массовые и спортивные мероприятия с лицами, имеющими
отклонения в состоянии здоровья; планировать свою профессиональную
деятельность, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, законами
Российской Федерации и органов управления в сфере физической культуры и спорта
и образования, нормативно-правовыми
актами в сфере физической культуры и спорта и образования;
-
работать с финансово-хозяйственной документацией в сфере адаптивной физической
культуры и ее основных видов;
-
соблюдать правила и нормы охраны труда, техники безопасности, обеспечивать
охрану жизни и здоровья занимающихся в процессе занятий.
Данные виды профессиональной деятельности реализуются с перечисленными
объектами, на которые направлено воздействие специалистов адаптивной физической
культуры, в следующих учреждениях и организациях:
-
специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для детей,
воспитанников с отклонениями в состоянии здоровья;
-
образовательных учреждениях всех видов и типов (с лицами, отнесенными к
специальным медицинским группам);
-
образовательных учреждениях дополнительного образования детей – учреждениях
адаптивной физической культуры и адаптивного спорта (детско-юношеских спортивно-адаптивных
школах, адаптивных детско-юношеских клубах физической подготовки; филиалах,
отделениях, структурных подразделениях по адаптивному спорту в образовательных
учреждениях);
-
физкультурно-оздоровительных и реабилитационных центрах, лечебно-профилактических
учреждениях, санаториях, домах отдыха; физкультурно-оздоровительных структурах
национальных парков и рекреационных земель, туристических клубах;
-
федеральных, региональных государственных органах исполнительной власти по
физической культуре и спорту;
-
общественных организациях инвалидов и для инвалидов (федерациях, ассоциациях,
клубах и др.).
Комментариев нет:
Отправить комментарий