четверг, 9 января 2014 г.

Профилактика и лечение нарушений осанки


Профилактика и лечение нарушений осанки
Профилактика нарушений осанки — это длительный процесс, требующий от не только от ребенка но и от родителей осознанного отношения и активного участия.
Профилактика нарушений осанки осуществляется на занятиях физической культуры, на занятиях ЛФК, а также на музыкальных занятиях и т.д. 
Большую роль в формировании правильной осанки играют родители, с первых дней жизни ребенка выполняющие массаж и физические упражнения, а в более старшем возрасте осуществляющие контроль за сохранением навыка правильной осанки в быту, при различных видах деятельности и во время отдыха.
В основе лечения лежит общая тренировка ослабленного мышечного корсета, которая осуществляется лечебно-двигательным режимом, составленным с учетом вида нарушений осанки и возрастных особенностей ребенка. Устранение нарушений осанки необходимо для первичной и вторичной профилактики ортопедических заболеваний и болезней внутренних органов.
Задачи ЛФК при нарушениях осанки:
обучение навыку правильной осанки и систематическое закрепление этого навыка;
нормализация трофических процессов в мышцах туловища;
укрепление мышц туловища и конечностей (выравнивание мышечного тонуса передней и задней поверхности туловища, нижних конечностей, укрепление мышц брюшного пресса);
осуществление целенаправленной коррекции имеющегося нарушения осанки.
Показания и противопоказания к назначению ЛФК
Занятия лечебной физической культурой показаны всем детям с нарушениями осанки, Занятия ЛФК позволяют эффективно укреплять и тренировать мышечный корсет, выравнивать мышечный тонус передней и задней поверхности туловища, бедер.
 В начальном периоде ЛФК временно не следует использовать: прыжки, подскоки на жесткой поверхности; бег; выполнение упражнений в исходном положении сидя; выполнение упражнений с большой амплитудой движения туловищем. Чистые висы не рекомендуется использовать в дошкольном и младшем школьном возрасте, так как кратковременное вытяжение позвоночника (на фоне общей слабости и диспропорции тонуса передней и задней поверхности мышц туловища) ведет к еще более сильному сокращению мышц. Используемое в медицинской практике вытяжение должно всегда сопровождаться длительной разгрузкой позвоночника в и. п. лежа.
Методика ЛФК.
Занятия ЛФК проводятся 3—4 раза в неделю. Курс ЛФК для дошкольников и школьников длится 1,5 — 2 месяца; перерыв между курсами — не менее месяца. В течение года ребенок с нарушением осанки должен пройти 2—3 курса ЛФК, что позволяет выработать стойкий динамический стереотип правильной осанки.
Курс ЛФК состоит из подготовительной, основной и заключительной части (продолжительностью соответственно 1 — 2, 4 — 5, 1 — 2 недели).
В подготовительной части используются упражнения с малым и средним количеством повторений. Создается зрительное восприятие правильной осанки и мысленное ее представление, повышается уровень общей физической подготовленности. В основной части увеличивается количество повторений каждого упражнения. Специальные упражнения выполняются из разгрузочных исходных положений: лежа на спине, на животе, стоя на четвереньках и на коленях. Преобладает выполнение упражнений повторным или интервальным методом, в сочетании с пассивным отдыхом. Решаются основные задачи коррекции имеющихся нарушений осанки. В заключительной части нагрузка снижается. Количество повторений каждого упражнения — 4—6 раз. Через 2—3 недели занятий обновляется 20 — 30 % упражнений (главным образом, специальных). Для дошкольников составляется 2 — 3 комплекса, для школьников — 3—4 комплекса Л Г на один курс ЛФК. Совершенствуются навыки правильной осанки в усложненных вариантах выполнения упражнений.
Организационно-методические требования к проведению занятий ЛГ при нарушениях осанки
Необходимо наличие гладкой стены (без плинтуса), желательно на противоположной от зеркала стороне. Это позволяет ребенку, встав к стене, принять правильную осанку, имея 5 точек соприкосновения: затылок, лопатки, ягодицы, икроножные мышцы, пятки; ощутить правильное положение собственного тела в пространстве, вырабатывая проприоцептивное мышечное чувство, которое при постоянном повторении передается и закрепляется в ЦНС — за счет импульсов, поступающих с рецепторов мышц. Впоследствии навык правильной осанки закрепляется не только в статическом (исходном) положении, но и при ходьбе, при выполнении упражнений.
В зале ЛФК необходимо наличие больших зеркал, чтобы ребенок мог видеть себя в полный рост, формируя и закрепляя зрительный образ правильной осанки.
Средства ЛФК.
Основными средствами ЛФК для коррекции осанки являются физические упражнения, массаж, гидрокинезотерапия; лечение положением.
Физические упражнения подбираются в соответствии с возрастными особенностями и  видами нарушений осанки. Общеразвивающие упражнения (ОРУ) используются при всех видах нарушений осанки и способствуют улучшению кровообращения и дыхания, трофических процессов. Выполняются из различных исходных положений, для всех мышечных групп с предметами и без них, с использованием тренажеров. Корригирующие (специальные) упражнения обеспечивают коррекцию имеющегося нарушения осанки. Различают симметричные и асимметричные корригирующие упражнения. При нарушениях осанки применяются чаще всего симметричные упражнения.
 При выполнении вышеперечисленных упражнений сохраняется срединное положение остистых отростков. При нарушении осанки во фронтальной плоскости выполнение данных упражнений выравнивает тонус мышц правой и левой половины туловища, соответственно растягивая напряженные мышцы и напрягая расслабленные, что возвращает позвоночник в правильное положение. (Например: в и. п. лежа на спине, рука за головой — согнуть ноги в коленях и подтянуть их к туловищу; в и. п. лежа на животе — приподнять туловище, имитируя плавание «брассом», ноги от пола не отрывать; в и. п. лежа на спине, ноги согнуты в коленях, руки вдоль туловища — приподнимая туловище, движением рук через стороны коснуться коленей.) К специальным упражнениям при нарушениях осанки относятся: упражнения для укрепления мышц задней и передней поверхности бедра, упражнения на растягивание мышц передней поверхности бедра и передней поверхности туловища (при увеличении физиологических изгибов).
Необходимо сочетание общеразвивающих, дыхательных и специальных упражнений, упражнений на расслабление и самовытяжение. Упражнения для укрепления мышечного корсета.
Массаж.
Массаж одно из наиболее эффективных средств профилактики и лечения нарушений осанки. Используют основные приемы: поглаживание, растирание, разминание, вибрация. Все приемы выполняются плавно и безболезненно. Для детей первого года жизни, проводится общий массаж. В более старшем возрасте акцент делается на мышцы спины, груди, брюшного пресса. Дети дошкольного возраста и старше на занятиях ЛФК могут использовать приемы самомассажа со вспомогательными средствами (роликовым массажером, массажными дорожками, массажными мячами), которые выполняются в сочетании с физическими упражнениями.
Гидрокинезотерапия.
Занятия в воде приносят не только положительные эмоции, но лечебный эффект. В гидрокинезотерапии решаются задачи: 1) осуществление коррекции из разгрузочного положения позвоночника; 2) закаливающее действие (особенно для ослабленных детей). Длительная разгрузка позвоночника в воде (t не ниже 30 °С) способствует выполнению самых различных упражнений у бортика и на пенопластовой доске в сочетании с уже освоенными навыками различных способов плавания. Примерная схема занятия лечебным плаванием для детей 9—10 лет такова: вводная часть (5 мин) — упражнения на суше и у бортика, общеразвивающие упражнения для всех мышечных групп; основная часть (25—30 мин) — упражнения в воде; заключительная часть (5 — 7 мин) — свободное плавание.
Лечение положением.
На занятиях ЛФК лечение положением применяется во время пауз отдыха и при выполнении специальных упражнений. Для этого используется упругий валик (высотой 2 — 3 см) или подушка (чем старше ребенок, тем больше ее размеры). При круглой спине валик подкладывается под лопатки — при выполнении упражнений в и. п. лежа на спине; при плосковогнутой спине валик кладется под живот — при выполнении упражнений в и. п. лежа на животе или под голову — в и. п. лежа на спине. Лечение положением способствует тому что позвоночник ребенка принимает правильное коррекционное положение в течение 5 — 8 мин.
Формы ЛФК.
Для коррекции нарушений осанки используются формы ЛФК: УГГ, ЛГ, самостоятельные занятия, дозированная ходьба, терренкур, лечебное плавание. Детям необходимы упражнения на тренажерах. При уменьшении физиологических изгибов полезны тренировки на гребном тренажере (академическая гребля); при увеличении физиологических изгибов — на велотренажере (тренировка кардиореспираторной системы) с высоко поднятым рулем (руки параллельны полу), а также на гимнастическом комплексе «Здоровье».

Комментариев нет:

Отправить комментарий